Почему я ненавижу Паланика и люблю Буковски

Когда я слышу, вижу или читаю, как кто-то восхваляет Бойцовский клуб, да нет, даже не восхваляет, а говорит, что это едва ли ни его любимый фильм или книга, меня не охватывает ничего, кроме грусти и скрытого, жужжащего раздражения. Любите Паланика? За то, что он крут, за то, что фильм Финчера крут? Как любите Тарантино? По тем же причинам?.. но крутость - это далеко не все, это пустое слово, объединяющее ставшие культурными трендами и зачастую насквозь пустые понятия, доступные серым массам. Когда мы смотрим ленты или читаем первоисточники, ничего, кроме жестокости, агрессии, анархии и саморазрушения не проповедующие, более того, превозносящие их до той степени, когда от происходящего начинаешь получать детское, примитивно-инстинктивное удовольствие, когда кайфовое кино становится неотделимо от асоциальности и антигуманности, что происходит с нами? Ничего видимого, но сколько важного.
 
Каждый фильм, а в еще большей степени каждая книга меняет нас самих. Мы делаем их живыми, оставляя на страницах частичку своей души, а они становятся маленькими, а иногда и большими кирпичиками нашего мировоззрения. Они определяют границы - дозволенного, приемлемого, важного, волнующего, они меняют наш словарный запас, круг интересов, они становятся частичкой нас самих. И именно благодаря таким, как Паланик, наш мир меняется, требуя все больших порций неуправляемой свободы, достижимой путем саморазрушения, ценой счастья других, к которым нам уже нет никакого дела. Именно из-за таких культовых писателей образуется жестокое и равнодушное, попирающие ценности общество, в котором никому ни до кого нет дела, где каждый сам за себя, в котором востребованы лишь жесткие, предельно реалистичные, жестокие, кровавые и откровенные, бесцензурные и примитивные сериалы, книги и фильмы, лишь усиливающие тенденции, их породившие, где искусство становится лишь способом устроить шоу поэффектней…
 
Примитивный мир примитивных инстинктов примитивных людей. Жестокий, деградирующий, разрушающийся, ровно в той же степени, в которой разрушается каждый из нас.
 
Я ненавижу Чака Паланика. За то, что он проповедует философию деструкции, за то, чему учит, но в еще большей степени - за то, что под красивым стилем и легким слогом в крутой и трендовой обертке он пленяет столько умов. Да, он безгранично прав в своем утверждении, что наш мир потребления погряз в трясине, устремляясь в никуда, но разве это выход? Разве ничего, кроме саморазрушения и анархии, нечего этому противопоставить? Разве быть другим можно лишь став примитивным животным без ценностей и без морали? Разве свобода - в том, чтобы отринуть все условности и все нормы...
 
Я никогда не считала Паланика постмодернистом. Разве можно поставить такого писателя в один ряд с Исигуро, Брэдбери, Макьюэном, Буковски? Выкрывательства, горечи, жестокости и иронии у двоих последних хоть отбавляй. Но они тем не менее не скатываются к анархичному желчному бреду.
 
Нецензурный и непричесанный, насквозь пропитанный зловонием низов общества Буковски пишет практически в стиле потока сознания, не чураясь ничего и никого, никогда не редактируя и не исправляя. Он самый неформатный писатель из всех, мною виденных, и самый бестактный и отвратительно-тошнотворно-прямолинейный. Но при всем этом он в сотни раз лучший писатель, чем супермодный мистер Чак Паланик. Потому что найти в грязи, канаве, д....е, в котором жил Буковски (а писал он так и о том, как жил), поэзию, красоту, романтику, надежду и даже призрачное счастье мог только гений. Я не люблю его стиль, но люблю Буковски, я пред ним преклоняюсь. Ведь каждой строчкой своих неконформистких стихов и неприлизанной прозы он показывал, что даже на дне есть место красоте и непостижимой в своей метафоричности жизни, что счастье порой в ней самой, а истина и правильность измеряются лишь внутренними ощущениями. Буковски показал, что не писать правильно, грамотно, в рифму и по шаблонам - это еще не значит не быть поэтом и писателем. Что на самом деле ценность писателя совсем в другом... Он окунает читателя с головой в зловоние и тошноту социального дна, шокирует и выбивает из колеи - но несет просветление, а не безграничную ненависть и жестокость. И меняет каждого отнюдь не в плохую сторону.
 
Главный вопрос не в том, крут или нет Паланик, и не в том, крут ли Тарантино и ему подобные. Вопрос в том, что они несут и как меняют нас и наш мир. И стоят ли они хотя бы минуты потраченного времени, за которое что-то светлое и чистое теряется безвозвратно

Популярні публікації