Прошлогодние страницы. Отчет о прочитанном по плану в преддверии весны

За «Литературным признаком» вслед настал черед продолжить путешествие по списку лучших фантастических книг, продолжения второго блока читательского проекта 1. Чтобы избежать ловушек скуки и праздности, а заодно избавить себя от монотонности принудительного чтения в этот раз определенным тематическим блокам следовать не собираюсь, выбирая методом случайности книгу из оставшихся для прочтения 90 произведений. И так уж случилось, что вслед за интеллектуальным совершенством прозы Митчелла настал черед произведения, так и не давшегося мне в юношеские годы - «Меча Шаннары» Терри Брукса.
 Один из самых успешных подражателей Толкиена стал для меня очередным писателем, в прозе которого, слишком примитивной и неглубокой, я в очередной раз не разглядела художественного совершенства. Впрочем, нелюбовь, а точнее неприязнь к стилю Брукса не помешала к странице эдак 150-ой  проникнуться симпатией и даже своеобразной привязанностью к не слишком глубоко проработанным и довольно поверхностным персонажам. Это не было худшее путешествие, но и время, проведенное со страницами «Шаннары» не стало невероятным погружением в мир настоящего фэнтези.

Дальше все было еще сложнее. «Война миров», произведение, выполненное в характерном для автора совершенном стиле, безупречная проза, в которой  удивительный гуманизм и центральная для Герберта Уэллса идея общности человечества и необходимости объединиться под началом единой организации боролась с очевидно не актуальными и несколько примитивными сюжетными поворотами. Это было давно знакомое, но далеко не любимое произведение автора, у которого есть вещи намного более сильные и намного более глубокие. Тем не менее, Герберт Уэллс в очередной раз вызвал грустную улыбку и осознание причастности к философии великого писателя и великого гуманиста.

Совсем уж сложным испытанием стал «День триффидов». Я не люблю произведения апокалиптического характера, и если и получаю удовольствие, которого ожидаешь от прочтения любой научно-фантастической книги, то непременным условием целостного восприятия произведения для меня выступает в первую очередь авторское видение и неповторимость, непредсказуемость сюжета, неожиданность, динамичность… Безусловная харизматичность героев и практически совершенная проза в начале книги не перекрывала определенной убогости, ограниченности и предсказуемости общего сюжета. Знакомство с миром триффидов не стало для меня ни открытием, ни приятным отдыхом, что в очередной раз не мешает признаться в пиетете автору, ставшему родоначальником одного из самых модных фантастических жанров. Опять же, потраченным впустую временем я чтение «Триффидов» не считаю.

Уже не рассчитывая на «легкое отпускное чтиво» и решив позволить себе пробудить интеллектуальное начало с помощью мистера Брэдбери, я решила преодолеть еще одну проблему в списке - совсем не любимое мной произведение «Война с саламандрами» Карела Чапека,  представляющее жанр сатирической фантастики и ставшее антиутопией, пожалуй, наиболее заполитизованной  из всех фантастических первопроходцев.  Родоначальница современных сатирической фантастики и остросоциальных  смелых экспериментов, написанная как большая выкрывательская сатира на режим Гитлера и нацизм «Война с саламандрами» безусловно глубокая, образная и безжалостно точная в своем выкрывательстве, но… при этом отвратительный стиль, ограниченность персонажей, отдаленность от интеллектуального совершенства в используемых методах, отсутствие художественного стиля и эстетичности самого языка, на котором написано это произведение не позволяет даже близко в моем собственном рейтинге поставить эту книгу на одну полку с произведениями, ставшими действительно классическими в фантастике. Даже если вспомнить «Лунную заводь» Абрахам Мерритта, то на фоне «Войны с саламандрами» она кажется неприкасаемым совершенством и не достижимым идеалом. Каждая прочитанная страница этой книги стала почти мучением, хоть и не заметить заложенный мысли я не могу…


В читательском проекте я делаю небольшую паузу, чтобы вернуться к истокам и переосмыслить всю сагу в преддверии завершения поистине этического цикла «Колесо времени». И чтобы поближе познакомиться с человеком, которого я пока воспринимаю как лучшего современного фантаста, но об этом - чуть погодя

Популярні публікації