Прошлогодние страницы. Отчет о прочитанном по плану в преддверии весны
За «Литературным признаком» вслед настал черед продолжить
путешествие по списку лучших фантастических книг, продолжения второго блока
читательского проекта №1. Чтобы избежать
ловушек скуки и праздности, а заодно избавить себя от монотонности
принудительного чтения в этот раз определенным тематическим блокам следовать не
собираюсь, выбирая методом случайности книгу из оставшихся для прочтения 90
произведений. И так уж случилось, что вслед за интеллектуальным совершенством
прозы Митчелла настал черед произведения, так и не давшегося мне в юношеские
годы - «Меча Шаннары» Терри Брукса.
Один из
самых успешных подражателей Толкиена стал для меня очередным писателем, в прозе
которого, слишком примитивной и неглубокой, я в очередной раз не разглядела
художественного совершенства. Впрочем, нелюбовь, а точнее неприязнь к стилю
Брукса не помешала к странице эдак 150-ой
проникнуться симпатией и даже своеобразной привязанностью к не слишком
глубоко проработанным и довольно поверхностным персонажам. Это не было худшее
путешествие, но и время, проведенное со страницами «Шаннары» не стало
невероятным погружением в мир настоящего фэнтези.
Дальше
все было еще сложнее. «Война миров», произведение, выполненное в характерном
для автора совершенном стиле, безупречная проза, в которой удивительный гуманизм и центральная для
Герберта Уэллса идея общности человечества и необходимости объединиться под
началом единой организации боролась с очевидно не актуальными и несколько
примитивными сюжетными поворотами. Это было давно знакомое, но далеко не
любимое произведение автора, у которого есть вещи намного более сильные и
намного более глубокие. Тем не менее, Герберт Уэллс в очередной раз вызвал
грустную улыбку и осознание причастности к философии великого писателя и
великого гуманиста.
Совсем
уж сложным испытанием стал «День триффидов». Я не люблю произведения
апокалиптического характера, и если и получаю удовольствие, которого ожидаешь
от прочтения любой научно-фантастической книги, то непременным условием
целостного восприятия произведения для меня выступает в первую очередь
авторское видение и неповторимость, непредсказуемость сюжета, неожиданность,
динамичность… Безусловная харизматичность героев и практически совершенная
проза в начале книги не перекрывала определенной убогости, ограниченности и
предсказуемости общего сюжета. Знакомство с миром триффидов не стало для меня
ни открытием, ни приятным отдыхом, что в очередной раз не мешает признаться в
пиетете автору, ставшему родоначальником одного из самых модных фантастических
жанров. Опять же, потраченным впустую временем я чтение «Триффидов» не считаю.
Уже не
рассчитывая на «легкое отпускное чтиво» и решив позволить себе пробудить
интеллектуальное начало с помощью мистера Брэдбери, я решила преодолеть еще
одну проблему в списке - совсем не любимое мной произведение «Война с
саламандрами» Карела Чапека,
представляющее жанр сатирической фантастики и ставшее антиутопией,
пожалуй, наиболее заполитизованной из
всех фантастических первопроходцев.
Родоначальница современных сатирической фантастики и
остросоциальных смелых экспериментов,
написанная как большая выкрывательская сатира на режим Гитлера и нацизм «Война
с саламандрами» безусловно глубокая, образная и безжалостно точная в своем
выкрывательстве, но… при этом отвратительный стиль, ограниченность персонажей,
отдаленность от интеллектуального совершенства в используемых методах,
отсутствие художественного стиля и эстетичности самого языка, на котором
написано это произведение не позволяет даже близко в моем собственном рейтинге
поставить эту книгу на одну полку с произведениями, ставшими действительно
классическими в фантастике. Даже если вспомнить «Лунную заводь» Абрахам
Мерритта, то на фоне «Войны с саламандрами» она кажется неприкасаемым
совершенством и не достижимым идеалом. Каждая прочитанная страница этой книги
стала почти мучением, хоть и не заметить заложенный мысли я не могу…
В
читательском проекте я делаю небольшую паузу, чтобы вернуться к истокам и
переосмыслить всю сагу в преддверии завершения поистине этического цикла
«Колесо времени». И чтобы поближе познакомиться с человеком, которого я пока
воспринимаю как лучшего современного фантаста, но об этом - чуть погодя