Мартин Эмис. Нелинейность прозы, вызывающая Нелинейность осмысления
Мартин Эмис, мне
знакомый уже достаточно давно по одному из самых неоднозначных романов «Ночной
поезд» и куда менее любимому «Деньги» для меня всегда был писателем из рода
Великих. Интеллектуальный, неформатный и смелый, он сочетает в прозе
многослойность и модную приземленность с нестандартным моралитэ и глобальностью
замыслов. Он никогда не замахивался на малое, ставя перед читателем вопросы
фундаментальной-экзистенциальные, кормя достаточной откровенностью и приправляя
философию удобоваримым стилем. К Эмису я вернулась во многом случайно: его одно
из самых смелых творений «Стрела времени», исследующая природу фашизма и
голокоста в необычном ракурсе, попадалась мне несколько месяцев буквально на
каждом шагу. И раз судьба давала столько знаков, не отреагировать на них я не
смела.
Эта книга стала одним из самых неоднозначных литературных опытов в моей жизни, породила столько вопросов и мыслей, что по значимости может претендовать на звание едва ли не самого заметного произведения последних лет. «Разворачивать» время вспять - отнюдь не новый прием, но только у Эмиса он стал органичным, необходимым фактором общего замысла. Благодаря тому, что жизнь героя развернулась в обратном порядке чередом текущих обратно лет, снов и мыслей, из-за искажения восприятия и возможности взглянуть на события одновременно вовлечено и отвлеченно, в романе появилась объективность, некая отстраненность, полностью переворачивающая твой внутренний мир. Ничуть не умаляя всех ужасов холокоста, не уменьшая эмоционального отторжения и остроты восприятия, глубины боли, Эмис благодаря этому приёму позволил взглянуть на них в новой плоскости, осознать их в большем масштабе и одновременно как бы с общего и очень вовлеченного плана, в комплексе с анализом мотивов и человеческой природы, породивших способных на ужасающие преступления монстров, которые не так уж отличаются от нас самих. Это не роман о природе преступления, а скорее роман о природе, психологии человека, способного совершить его, о тех маленьких «ключах», незаметных крупицах, которые лежат в основе трагедии, о том, как удивительно легко и просто мы склоняется по ветром времени и влияния, с маленького шага начиная путь в пропасть…
Этот роман о столь многом заставил задуматься, на столь многое взглянуть под новым углом, новой призмой… Все, что необходимо для совершения ужасающих преступлений заложено в человеческой сущности, и только обстоятельства, мелкие детали, ветер времени определяет, проявятся ли эти «крупицы», к чему они приведут. Ветер времени и наш собственный выбор - выбор, осознавать ли свою роль или просто подчиняться течению, понимать ли, что все мы - кирпичики в общем счастье или несчастье, и что каждое наше действие связано с другими и определяет их судьбу, этом отдаётся в их завтра, думать ли только в субъективном масштабе или осмыслить себя как часть человечества…
Эта книга стала одним из самых неоднозначных литературных опытов в моей жизни, породила столько вопросов и мыслей, что по значимости может претендовать на звание едва ли не самого заметного произведения последних лет. «Разворачивать» время вспять - отнюдь не новый прием, но только у Эмиса он стал органичным, необходимым фактором общего замысла. Благодаря тому, что жизнь героя развернулась в обратном порядке чередом текущих обратно лет, снов и мыслей, из-за искажения восприятия и возможности взглянуть на события одновременно вовлечено и отвлеченно, в романе появилась объективность, некая отстраненность, полностью переворачивающая твой внутренний мир. Ничуть не умаляя всех ужасов холокоста, не уменьшая эмоционального отторжения и остроты восприятия, глубины боли, Эмис благодаря этому приёму позволил взглянуть на них в новой плоскости, осознать их в большем масштабе и одновременно как бы с общего и очень вовлеченного плана, в комплексе с анализом мотивов и человеческой природы, породивших способных на ужасающие преступления монстров, которые не так уж отличаются от нас самих. Это не роман о природе преступления, а скорее роман о природе, психологии человека, способного совершить его, о тех маленьких «ключах», незаметных крупицах, которые лежат в основе трагедии, о том, как удивительно легко и просто мы склоняется по ветром времени и влияния, с маленького шага начиная путь в пропасть…
Этот роман о столь многом заставил задуматься, на столь многое взглянуть под новым углом, новой призмой… Все, что необходимо для совершения ужасающих преступлений заложено в человеческой сущности, и только обстоятельства, мелкие детали, ветер времени определяет, проявятся ли эти «крупицы», к чему они приведут. Ветер времени и наш собственный выбор - выбор, осознавать ли свою роль или просто подчиняться течению, понимать ли, что все мы - кирпичики в общем счастье или несчастье, и что каждое наше действие связано с другими и определяет их судьбу, этом отдаётся в их завтра, думать ли только в субъективном масштабе или осмыслить себя как часть человечества…