Объективизация через субъективизацию
Роман Джулиана
Барнса "История мира в 10 1/2 главах" - удивительный, ошеломляющий и
бесконечно фундаментальный. Когда берёшь его в руки впервые, кажется, что
откроешь первую страницу - и безжалостно столкнешься с весом, монолитностью и
безграничной необъятностью мировой истории. А на самом деле роман течёт легко,
как будто и не поднимает целые пласты космологически важных вопросов, как будто
не анализирует основы основ. Он читается поразительно легко, как будто
глотается, и при этом удивительно эмоционален.
Барнс с лёгкостью безупречного мастерства и с беззастенчивостью юноши решается на задачу сложную. И решает её так, будто бы для него это не сложнее, чем написать эссе о красоте одинокого дерева на горных склонах. Смело, без сомнений и комплексов, он соткал посредством глубокого погружения и мастерского перевоплощения один из самых… ?.. Хм… эпохальных? Глобальных? Глубоких? Трансцендентных?... Нет, пожалуй, именно фундаментальных произведений современной прозы.
Барнс приковывает внимание читателя к вехам и знаковым событиям, отбирая их отнюдь не стандартно или логически, хотя своя философская канва и связывает в конце концов это осмысление природы вещей в единое целое. Глазами личинки древоточца, переживших крушение, похищенных пиратами, сошедших с ума под гнетом ядерной угрозы, актёра, столкнувшегося с первобытной культурой и познавшего значение цивилизации, фанатиков и отчаившихся, мужчин, женщин и себя самого Барнс рассказывает нам не историю мира, а лишь несколько её глав, определяющих ее сущность. С лёгкостью меняя стиль, манеру, форму повествования, перевоплощаясь в десятки разных образов и показывая, что такое глубина проникновения в личность героя, Барнс преподносит нам глубокий и пронзительный анализ фундаментальных начал - мифологии, истории, искусства, религии, человечности, эмпатии, культуры, инстинктов, этики, духовности и - любви. Но не стоит бояться, что работа Барнса - поучительна и нравоучительна. Она научит вас чему-то и во что-то уткнет носом, только если вы сами позволите сделать это. Это роман, глубина которого измеряется вами самими - вашим мировоззрением, вашей психологией, вашим сознанием. И желанием увидеть и осмыслить все то, что автор довольно громко прописал между строк.
Количество цитат, оставленных на столиках таверны, наверняка сказало вам о многом. О значении этой книги лично для меня так точно. Достаточно сказать, что она до сих пор продолжает звучать во мне. И часто совершенно без особых посылок "всплывает" на поверхность. Думаю, каждый, кто прочитал эту книгу, по другому смотрели и по другому осмыслили один из лучших фильмов прошлого года "Не угаснет надежда". И одновременно - по новому взглянули на одну из самых пронзительный глав этой без преувеличения великой книги. И поверьте на слово, когда её величают эталоном постмодернизма и лучшим британским романом современной эры - критики ни капельки не преувеличивают. Ни на одну букву.
Барнс с лёгкостью безупречного мастерства и с беззастенчивостью юноши решается на задачу сложную. И решает её так, будто бы для него это не сложнее, чем написать эссе о красоте одинокого дерева на горных склонах. Смело, без сомнений и комплексов, он соткал посредством глубокого погружения и мастерского перевоплощения один из самых… ?.. Хм… эпохальных? Глобальных? Глубоких? Трансцендентных?... Нет, пожалуй, именно фундаментальных произведений современной прозы.
Барнс приковывает внимание читателя к вехам и знаковым событиям, отбирая их отнюдь не стандартно или логически, хотя своя философская канва и связывает в конце концов это осмысление природы вещей в единое целое. Глазами личинки древоточца, переживших крушение, похищенных пиратами, сошедших с ума под гнетом ядерной угрозы, актёра, столкнувшегося с первобытной культурой и познавшего значение цивилизации, фанатиков и отчаившихся, мужчин, женщин и себя самого Барнс рассказывает нам не историю мира, а лишь несколько её глав, определяющих ее сущность. С лёгкостью меняя стиль, манеру, форму повествования, перевоплощаясь в десятки разных образов и показывая, что такое глубина проникновения в личность героя, Барнс преподносит нам глубокий и пронзительный анализ фундаментальных начал - мифологии, истории, искусства, религии, человечности, эмпатии, культуры, инстинктов, этики, духовности и - любви. Но не стоит бояться, что работа Барнса - поучительна и нравоучительна. Она научит вас чему-то и во что-то уткнет носом, только если вы сами позволите сделать это. Это роман, глубина которого измеряется вами самими - вашим мировоззрением, вашей психологией, вашим сознанием. И желанием увидеть и осмыслить все то, что автор довольно громко прописал между строк.
Количество цитат, оставленных на столиках таверны, наверняка сказало вам о многом. О значении этой книги лично для меня так точно. Достаточно сказать, что она до сих пор продолжает звучать во мне. И часто совершенно без особых посылок "всплывает" на поверхность. Думаю, каждый, кто прочитал эту книгу, по другому смотрели и по другому осмыслили один из лучших фильмов прошлого года "Не угаснет надежда". И одновременно - по новому взглянули на одну из самых пронзительный глав этой без преувеличения великой книги. И поверьте на слово, когда её величают эталоном постмодернизма и лучшим британским романом современной эры - критики ни капельки не преувеличивают. Ни на одну букву.